Дисконтные программы: виды, особенности, назначение

Дисконтная программа — это определённая система скидок, которые предоставляются магазином или другим заведением клиенту. Дисконтные программы бывают разными. Официально их делят на несколько групп, и само деление проводят с разных точек зрения.

Дисконтные программы с географической точки зрения разделяют на:

  • международные, они предоставляют привилегии владельцу карты на территории нескольких стран;
  • национальные, они предоставляют привилегии на территории нескольких регионов;
  • региональные, они предоставляют привилегии на территории одного региона;
  • местные, они предоставляют привилегии на территории какой–то части региона.

Характеристика по географическому признаку касается, главным образом, независимых программ и программ на основе платёжных карт. Если же программа организована торговыми и сервисными компаниями самостоятельно или на основе объединения, то она всегда будет ограничена географией деятельности этих компаний и не будет выходить за пределы региона.

Дисконтные программы с точки зрения состава организации, выпускающей дисконтные карты, и состава предприятий–участников разделяют на:

  • локальные, когда предприятие само выпускает дисконтные карты и само эти карты обслуживает, а в других местах их карты недействительны;
  • межфирменные, они бывают двух видов: альянс и клуб. По альянсовой программе у каждого предприятия есть своя организация, которая выпускает для него дисконтные карты. Эти организации и предприятия договариваются между собой предоставлять скидки не только по своим картам, но и по картам друг друга. По клубной программе организация выпускает карты, которые обслуживаются и в других, не принадлежащих ей торговых точках;
  • независимые, когда разрабатывает программу и выпускает карты специализированная компания — она продаёт дисконтные карты и другие услуги клиентам и именно с этого получает прибыль.

Дисконтные программы с точки зрения профиля деятельности предприятий–участников разделяют на:

  • специализированные, при этом в программе участвуют предприятия одного профиля деятельности;
  • объединённые, в том случае, если в программе участвует ограниченное количество фирм, но их профили не пересекаются, благодаря чему отсутствует конкуренция внутри программы. В основном объединёнными являются межфирменные программы типа «альянс»;
  • универсальные, в которых участвуют компании различного профиля, в том числе и конкурирующие друг с другом.

Дисконтные программы с точки зрения предоставляемой привилегии, льготы разделяют на:

  • программы с фиксированной скидкой. Они позволяют покупать товар и оплачивать услуги по сниженной цене. Размер скидки обычно фиксированный, но может и зависеть от суммы разовой покупки или от вида товара, услуги;
  • программы с накопительной скидкой. Такие программы предусматривают увеличение размера скидки по мере увеличения общей суммы, которая была потрачена на покупки в той или иной фирме. Чем больше сумма, тем большую скидку предусматривает программа, например при сумме 5 000 рублей — 5 % скидки; 10 000 рублей — 10 %; 15 000 рублей — 15 %;
  • программы бонусные. В зависимости от стоимости приобретаемых товаров на счёт клиента начисляется то или иное количество неких условных единиц — бонусов, по которым можно получить бесплатно или какой–либо товар, заказав его по специальному бонусному каталогу, или какую–либо услугу. Каждая организация продумывает свой порядок действия бонусов.

Некоторые организации предусматривают ещё одну дисконтную услугу — предоставление скидок на товар только при условии предоплаты.

Информация по теме